+7 (41656) 58-410 Приемная
goradmtynda@mail.ru
/ Новости сторонних источников/ Информация прокуратуры/ Информация прокуратуры. Мелкое взяточничество.

Информация прокуратуры. Мелкое взяточничество.

 Уголовная ответственность за мелкое взяточничество введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ. В Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество».

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии – передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействия);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Обязательными участниками процесса дачи и получения взятки являются должностные лица. Как отмечается законами, в паре «взяткодатель и взяточник» одним из участников предстает специальный субъект, представляющий власть или выполняющий организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Совершенные специальным субъектом противозаконные деяния всегда представляют большую общественную опасность и наказание за них должно быть более строгое.

В статье 291.2 УК РФ законодатель выделил в самостоятельный состав преступления мелкое взяточничество. Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством – размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 тыс. руб. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. Таковым мелкое взяточничество будет в том случае, если оно совершено лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1 УК.

Ответственность за дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291.2 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Наиболее характерным примером мелкого взяточничества в судебной практике является дача (получение) взятки сотрудниками ГИБДД за не составление протокола об административном правонарушении при нарушении правил дорожного движения.

Санкция ч.1 ст.291.2 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного, исправительными работами до 1 года, ограничением свободы до 2-х лет, либо лишением свободы до 1 года. Лица, имеющие судимость за аналогичное преступления, могут быть подвергнуты наказанию до 3-х лет лишения свободы.

Примечанием к данной статье предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее мелкое взяточничество, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Отграничение подарка от взятки

Пунктом  7 части  3 статьи 12.1 Федерального закона «О противодействии коррупции»  предусмотрено, что лица, замещающие государственные должности Российской Федерации, для которых федеральными конституционными законами или федеральными законами не установлено иное, лица, замещающие государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности и осуществляющие свои полномочия на постоянной основе, не вправе получать в связи с выполнением служебных (должностных) обязанностей не предусмотренные законодательством Российской Федерации вознаграждения (ссуды, денежное и иное вознаграждение, услуги, оплату развлечений, отдыха, транспортных расходов) и подарки от физических и юридических лиц. При этом законодательством предусмотрена лишь возможность получения подарков в связи с протокольными мероприятиями, со служебными командировками и с другими официальными мероприятиями.

Аналогичные требования еще ранее были предусмотрены статьей 17 Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» – гражданскому служащему в связи с исполнением должностных обязанностей запрещено получать вознаграждение от физических и юридических лиц. В силу Федерального закона «О муниципальной службе в Российской Федерации» этот запрет распространяется и на муниципальных служащих.

К вознаграждению могут быть отнесены, например, получение денег, подарков, оказание услуг, оплата развлечений, отдыха, транспортных расходов.

За получение вознаграждения при исполнении должностных обязанностей (взятку) предусмотрена уголовная ответственность.

Основным критерием отличия взятки от подарка является мотив, по которому гражданами названным лицам передаются ценности и выполняются услуги для них.

В соответствии со статьей 572 Гражданского кодекса Российской Федерации дарение происходит безвозмездно, без каких-либо встречных обязательств со стороны одаряемого.

Согласно пункта 1 статьи 575 Гражданского кодекса Российской Федерации допускается дарение обычных подарков, стоимость которых не превышает 3 тыс. руб.:

– работникам образовательных, медицинских организаций, организаций, оказывающих социальные услуги, и аналогичных организаций, в том числе для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, гражданами, находящимися в них на лечении, содержании или воспитании, супругами и родственниками этих граждан;

– лицам, замещающим государственные должности Российской Федерации, государственные должности субъектов Российской Федерации, муниципальные должности, государственным служащим, муниципальным служащим, служащим Банка России в связи с их должностным положением или в связи с исполнением ими служебных обязанностей.

Следует учитывать, что независимо от размера, незаконное вознаграждение за совершение действий (бездействия) по службе может быть расценено как взятка, если передача ценностей связана со встречной передачей вещи или права, либо наличием встречного обязательства, совершением каких-либо действий в пользу дарителя.

Размер взятки влияет на квалификацию содеянного: если не превышает 10 тысяч рублей – мелкая взятка (ст.291.2 УК РФ), уголовное наказание за которую предусмотрено в виде лишение свободы до 1 года, если больше, то такие действия квалифицируются по ст. 290 УК РФ – максимальное наказание 15 лет лишения свободы.

Старший помощник

Тындинского городского прокурора

советник юстиции                                                                          А.Ф. Болмат

Поделиться:

-->
Полезные ссылки
ОАТОС
Роспотребнадзор
Открытый регион
Главное управление МЧС России по Амурской области
УФНС России по Амурской области
Избирком Амурской области
МФЦ
Министерство развития Дальнего Востока
Госзаказ Амурской области
Информация о проведении торгов