Информация прокуратуры. Последствия ненадлежащего оформления трудовых отношений
Неформальная занятость населения представляет собой отношения между работником и работодателем, не оформленные в соответствии с трудовым законодательством либо оформленные, но предусматривающие лишь часть фактически выплачиваемой заработной платы.
Статьей 16 Трудового кодекса РФ установлено, что трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с Трудовым кодексом РФ. В силу ст.68 Трудового кодекса РФ прием на работу оформляется приказом (распоряжением) работодателя, изданным на основании заключенного трудового договора.
Если трудовой договор не был оформлен надлежащим образом, однако работник приступил к работе с ведома или по поручению работодателя или его уполномоченного представителя, то трудовой договор считается заключенным, и работодатель или его уполномоченный представитель обязан не позднее трех рабочих дней со дня фактического допущения к работе оформить трудовой договор в письменной форме (ч.2 ст.67 Трудового кодекса РФ).
К характерным признакам трудового правоотношения, позволяющим отграничить его от других видов правоотношений, в том числе гражданско- правового характера, относятся: личный характер прав и обязанностей работника, обязанность работника выполнять определенную, заранее обусловленную трудовую функцию, выполнение трудовой функции в условиях общего труда с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка, возмездный характер трудового отношения (оплата производится за затраченный труд) по установленным нормам.
Наиболее распространенными формами неформальных трудовых отношений являются подмена трудовых отношений договорами гражданско – правового характера и осуществление трудовой деятельности без официального оформления.
Неформальные отношения приводят к нарушению трудовых прав работников.
Основная цель контролирующих и надзорных органов в борьбе с неформальной занятостью – это предотвращение нарушения прав граждан.
Необходимо помнить, что при нарушении трудовых прав следует в обязательном порядке обращаться в государственную инспекцию труда и в органы прокуратуры.
Юридическая ответственность за привлечение к работе без оформления трудового договора определяется нормами законодательства об административных правонарушениях (статья 5.27. КоАП РФ – нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права).
Ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения
Федеральным законом от 26.07.2019 № 228-ФЗ внесены изменения в статью 40 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» и статью 13.1 Федерального закона «О противодействии коррупции». Данными изменениями установлена ответственность депутатов представительных органов местного самоуправления за коррупционные правонарушения.
Так, в случае представления депутатом, членом выборного органа местного самоуправления, выборным должностным лицом местного самоуправления недостоверных или неполных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, если искажение этих сведений является несущественным, к ним могут быть применены следующие меры ответственности:
– предупреждение;
– освобождение от должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления с лишением права занимать должности в указанном органе до прекращения срока его полномочий;
– освобождение от осуществления полномочий на постоянной основе с лишением права осуществлять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий;
– запрет занимать должности в представительном органе муниципального образования, выборном органе местного самоуправления до прекращения срока его полномочий;
– запрет исполнять полномочия на постоянной основе до прекращения срока его полномочий.
Старший помощник
Тындинского городского прокурора
советник юстиции А.Ф. Болмат
Поделиться: