«Бамтрансвзрывпром»: в авангарде стройки
Трест по выполнению буровзрывных работ организован в системе Главбамстроя 11 сентября 1975 года. Основой предприятия стали спецуправления (СУ): № 81, 87, 88, 89, 90 и 91, переданные из треста «Трансвзрывпром» по приказу Минтрансстроя СССР № 250. Все подразделения являлись субподрядными организациями по производству буровзрывных работ по выемкам, прижимам и притрассовым карьерам.
Николай Степанович Шубин был первым управляющим трестом. B период его руководства (с 1975 до 1980 года) происходило становление предприятия, построен посёлок взрывников в Тынде. До назначения на БАМ несколько лет он работал главным инженером строительства железной дороги к бокситному месторождению в республике Гвинея-Бисау. B 1975 году Н.С. Шубин основал первое спецуправление взрывников в п. Магистральном. С 1980 до 1983 года был начальником отдела труда и зарплаты в Главбамстрое, затем трудился в родной Иркутской области. Н.С. Шубин – участник Великой Отечественной войны и войны с Японией.
С 1980 года трест «Бамтрансвзрывпром» возглавлял Виктор Владимирович Циканов. Трудовую деятельность он начал в 1956 году в тресте «Свердловскстрансстрой». Прошёл все ступени профессионального роста – от мастера до управляющего трестом. С 1976 до 1980 года был заместителем управляющего трестом «Тындатрансстрой». Знания, опыт и организаторские способности В.В. Циканова особенно проявились на строительстве БАМа.
С момента создания трест «Бамтрансвзрывпром» стал своеобразным полигоном для испытания новых машин и агрегатов, отработки новой технологии взрывания. Основной машиной, обслуживавшей объекты треста, был агрегат БТС-150, разработанный ПКБ Главстроймеханизации.
Многие сотни километров трассы БАМа обслуживали взрывники: работы выполнялись на участках линии Северобайкальск – Ангоя, Ларба – Олёкма, по узлу Тында и по всей притрассовой автодороге вдоль стальной магистрали.
Прочной основой в достижении успехов по выполнению планов и целевых задач в процессе строительства стали социалистическое соревнование и широкое внедрение бригадного подряда. В тресте были разработаны условия соревнования среди спецуправлений, прорабских и мастерских участков, бригад и рабочих ведущих профессий. Итоги подводились ежеквартально. Неизменно в передовых ходили коллективы, которые возглавляли А.В. Ралдугин, Б.Р. Андрейчук, Е.П. Акимов, Б.С. Деревянко, В.Н. Аверин. План XII пятилетки был выполнен на 125 %, рост производительности труда составил 39,5 %. Не последняя роль отводилась в тресте и решению социальных проблем.
Особого искусства от взрывников потребовало проведение взрывных работ при близком расположении объектов: фундаментов зданий и сооружений, инженерных коммуникаций. Так, при строительстве Тынды возникла необходимость взрывов при проходке канализационного коллектора и инженерных сетей вблизи жилых массивов и строящихся многоэтажных зданий. В итоге работа была проделана просто филигранная!
В тресте была разработана и широко внедрялась новая на тот момент технология буровзрывных работ при сооружении выемок на участках прижимов рек и озёр. Не раз рационализаторы и изобретатели находили решения технических задач, обеспечивая выполнение заданной программы по производительности и качеству работ. Труд рационализаторов отмечен дипломами и медалью ВДНХ СССР.
Ритмичная и эффективная работа коллектива предприятия получила признание в отрасли: по итогам Всесоюзного социалистического соревнования неоднократно присуждались премии, вручалось переходящее Красное Знамя Минтрансстроя и ЦК профсоюза рабочих железнодорожного транспорта и транспортного строительства, переходящее Красное Знамя Главбамстроя, дорпрофсожа транспортных строителей БАМа и штаба ЦК ВЛКСМ на строительстве БАМа. Несколько раз коллектив выходил победителем и в трудовых состязаниях «За досрочное соединение ключа от БАМа».
С начала участия в строительстве БАМа и до укладки «золотого» звена спецуправлениями проделана колоссальная работа: взорвано более 90 млн. кубометров скальных и вечномёрзлых пород, пробурено около 300 километров лидерных скважин. Трестом впервые в стране освоены и запущены в работу буровые станки БТС-500, ТБС-1, 2СБШ200.
25 августа 1984 года прогремел «золотой» взрыв на Байкало-Амурской ж.д. магистрали. Но на этом история треста, конечно же, не закончилась. После завершения основных объёмов работ на БАМе предприятие претерпело несколько реорганизаций. Но никогда не менялось основное его предназначение – производство буровзрывных работ. И так же, как на БАМе, сегодня в числе первых строителей идут бурильщики и взрывники.
В Музее истории БАМа подготовлена к показу выставка «Бамтрансвзрывпром»: в авангарде стройки». Посмотреть её можно на интерактивной панели в зале «Строительство БАМа в 1970-е, 1980-е годы». История треста, его героические трудовые будни и, что самое главное, сами строители запечатлены в многочисленных фотографиях и документах бамовской эпохи. В разделе выставки «Созидая прекрасное» мы напоминаем о том, что на базе треста в 1989 году было запущено первое в Тынде камнерезное производство. В разделе под названием «Славные традиции продолжаются» рассказываем о группе компаний «Взрывпром».
Просмотр выставки доступен и на официальном сайте музея по ссылке https://muzbam.amur.muzkult.ru/virtualexpositions
Ольга Анищенко, Музей истории БАМа
Информация из пятитомника «Байкало-Амурская железнодорожная магистраль. Технический отчёт об изысканиях, проектировании и строительстве 1974 – 1989 гг.» (воспоминания В.В. Циканова). Также использовалась книга И.М. Шестака «БАМ: километры эпохи». Информационную помощь в подготовке выставки оказали ГК «Взрывпром». Воспоминаниями о своём отце поделилась Т.Н. Шубина.
Фото из фондов музея истории БАМа.
Поделиться: