+7 (41656) 58-410 Приемная
goradmtynda@mail.ru

Прокуратура информирует

Изменения в сроках применения взыскания за коррупционные правонарушения для государственных гражданских служащих

Статьей 6 Федерального закона от 05.12.2019 г. в целях совершенствования законодательства о противодействии коррупции внесены изменения в ч. 3 ст. 59.3 Федерального закона от 27.07.2004 № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации».

Согласно внесенным изменениям, взыскания, предусмотренные ст. 59.1 (за несоблюдение ограничений и запретов, требований о предотвращении или об урегулировании конфликта интересов и неисполнение обязанностей, установленных в целях противодействия коррупции) и 59.2 (увольнение в связи с утратой доверия) Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» применяются не позднее шести месяцев со дня поступления информации о совершении гражданским служащим коррупционного правонарушения, не считая периодов временной нетрудоспособности гражданского служащего, пребывания его в отпуске, других случаев отсутствия его на службе по уважительным причинам, и не позднее трех лет со дня совершения им коррупционного правонарушения. В указанные сроки не включается время производства по уголовному делу.

Преступления коррупционной направленности

Коррупция является одним из серьезных условий, препятствующих эффективному развитию государства, представляет огромную социальную угрозу и требует установления.

В Уголовном кодексе Российской Федерации не имеется отдельной главы «Коррупционные преступления».

Вместе с тем, основные составы преступлений коррупционной направленности перечислены в Федеральном законе «О противодействии коррупции», где указано, что коррупция – это злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами, а также совершение указанных действий от имени или в интересах юридического лица.

В настоящее время с учетом требований антикоррупционного законодательства, сложившейся правоприменительной практики и международных обязательств Генеральной прокуратурой Российской Федерации и Министерством внутренних дел России утвержден перечень преступлений коррупционной направленности.

В соответствии с вышеприведенным перечнем к преступлениям коррупционной направленности относятся деяния, имеющие следующие признаки:

– наличие надлежащих субъектов уголовно наказуемого деяния (должностные лица, а также лица, выполняющие управленческие функции в коммерческой или иной организации, действующие от имени юридического лица, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением);

– связь деяния со служебным положением субъекта, отступлением от его прямых прав и обязанностей;

– наличие у субъекта корыстного мотива (деяние связано с получением им имущественных прав и выгод для себя или для третьих лиц);

– совершение преступления с прямым умыслом.

Исключением являются преступления, хотя и не отвечающие указанным требованиям, но относящиеся к коррупционным в соответствии с ратифицированными Российской Федерацией международно-правовыми актами и национальным законодательством, а также связанные с подготовкой условий для получения должностным лицом, государственным служащим и муниципальным служащим, а также лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуги имущественного характера, иных имущественных прав либо незаконного представления такой выгоды.

В частности, это дача взятки или коммерческого подкупа, где субъектом может быть любое вменяемое физическое лицо, достигшее возраста 16 лет, независимо от занимаемой им должности либо вообще являющееся безработным.

К таким ситуациям относится и мошенничество, сопряженное с хищением чужого имущества под предлогом якобы его дальнейшей передачи уполномоченным должностным лицам в качестве взятки.

Таким образом, государственные и муниципальные служащие, лица, замещающие государственные и муниципальные должности, также могут быть субъектами преступлений коррупционной направленности как должностные лица.

Рассмотрение обращений о фактах коррупции

Под коррупцией понимаются злоупотребление служебным положением, дача и получение взятки, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде материальных ценностей, либо услуг для себя или для третьих лиц.

Основное отличие коррупции от иных нарушений закона, связанных с использованием служебного положения, – наличие корыстного мотива. В первую очередь, это взяточничество и иные деяния, влекущие за собой уголовную ответственность.

Обращения о фактах коррупции, в основном, рассматриваются правоохранительными органами.

По фактам коррупционных преступлений необходимо обращаться в следственные и оперативные подразделения Министерства внутренних дел Российской Федерации, Федеральной службы безопасности, Федеральной службы исполнения наказаний России, а также органы Следственного комитета России, в т.ч. анонимно.

Если имеют место факты нарушения федерального законодательства о противодействии коррупции, не содержащие признаки преступления, следует обращаться в органы прокуратуры Российской Федерации.

Например, поводом для прокурорской проверки могут служить заявления о несоблюдении государственными и муниципальными служащими, иными лицами запретов и ограничений, установленных антикоррупционным законодательством (занятие предпринимательской деятельностью, участие в управлении хозяйствующими субъектами, представление недостоверных сведений о доходах и др.).

Следствием таких проверок может стать устранение нарушений, привлечение виновных лиц к административной и дисциплинарной ответственности.

Органы прокуратуры не уполномочены проводить проверки сообщений о преступлениях, а также проводить оперативно-розыскные мероприятия в целях выявления и документирования фактов коррупции. При поступлении в прокуратуру, такие обращения направляются по подведомственности в правоохранительные органы.

Принятые по обращениям решения могут быть обжалованы вышестоящему руководителю должностного лица, подписавшего ответ, в вышестоящий орган власти, в прокуратуру или в суд.

      Мелкое взяточничество

Уголовная ответственность за мелкое взяточничество введена Федеральным законом от 03.07.2016 № 324-ФЗ. В Уголовный кодекс Российской Федерации была внесена ст. 291.2 «Мелкое взяточничество».

С объективной стороны рассматриваемое преступление выражается в действии – передаче должностному лицу лично или через посредника предмета взятки за:

а) за совершение должностным лицом входящих в его служебные полномочия действий (бездействия) в пользу взяткодателя или представляемых им лиц;

б) за способствование должностным лицом в силу своего должностного положения совершению указанных действий (бездействия);

в) за общее покровительство или попустительство по службе;

г) за совершение должностным лицом незаконных действий (бездействия).

Обязательными участниками процесса дачи и получения взятки являются должностные лица. Как отмечается законами, в паре «взяткодатель и взяточник» одним из участников предстает специальный субъект, представляющий власть или выполняющий организационно-распорядительные либо административно-хозяйственные функции. Совершенные специальным субъектом противозаконные деяния всегда представляют большую общественную опасность и наказание за них должно быть более строгое.

В статье 291.2 УК РФ законодатель выделил в самостоятельный состав преступления мелкое взяточничество. Мелкое взяточничество отличается от получения или дачи взятки лишь одним объективным обстоятельством – размером взятки. Мелким взяточничество признается в том случае, если сумма взятки не превышает 10 тыс. руб. Во всем остальном объективные и субъективные признаки мелкого взяточничества, получения взятки и дачи взятки являются идентичными.

Частью 2 статьи 291.2 УК РФ предусмотрен квалифицированный состав преступления. Таковым мелкое взяточничество будет в том случае, если оно совершено лицом, имеющим судимость за совершение преступлений, предусмотренных ст. ст. 290, 291, 291.1 УК.

Ответственность за дачу взятки наступает независимо от времени получения должностным лицом взятки – до или после совершения им действий (бездействия) по службе в пользу взяткодателя или представляемых им лиц, а также независимо от того, были ли указанные действия (бездействие) заранее обусловлены взяткой или договоренностью с должностным лицом о передаче за их совершение взятки.

В случае, когда должностное лицо отказалось принять взятку, в действиях взяткодателя присутствует состав покушения на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291.2 УК РФ). Вместе с тем не может быть квалифицировано как покушение на дачу взятки одно лишь высказанное лицом намерение дать взятку, если никаких конкретных действий для реализации этого намерения не предпринималось.

Если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от воли лиц, пытавшихся передать предмет взятки, содеянное ими следует квалифицировать как покушение на дачу взятки.

Наиболее характерным примером мелкого взяточничества в судебной практике является дача (получение) взятки сотрудниками ГИБДД за не составление протокола об административном правонарушении при нарушении правил дорожного движения.

Санкция ч.1 ст.291.2 УК РФ предусматривает наказание в виде штрафа до двухсот тысяч рублей или в размере заработной платы осужденного, исправительными работами до 1 года, ограничением свободы до 2-х лет, либо лишением свободы до 1 года. Лица, имеющие судимость за аналогичное преступления, могут быть подвергнуты наказанию до 3-х лет лишения свободы.

Примечанием к данной статье предусматривается возможность освобождения от уголовной ответственности, если лицо, совершившее мелкое взяточничество, активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления и либо в отношении его имело место вымогательство взятки, либо это лицо после совершения преступления добровольно сообщило о нем в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Поделиться:

-->
Полезные ссылки
ОАТОС
Роспотребнадзор
Открытый регион
Главное управление МЧС России по Амурской области
УФНС России по Амурской области
Избирком Амурской области
МФЦ
Министерство развития Дальнего Востока
Госзаказ Амурской области
Информация о проведении торгов