Муниципальный земельный контроль
Муниципальный земельный контроль – деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
С 1 ИЮЛЯ 2021 ГОДА ВСТУПИТ В СИЛУ НОВЫЙ ЗАКОН, РЕГУЛИРУЮЩИЙ ПОРЯДОК ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВЕННОГО КОНТРОЛЯ (НАДЗОРА) И МУНИЦИПАЛЬНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Президентом Российской Федерации 31.07.2020 подписан Федеральный закон № 248-ФЗ «О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 248-ФЗ), который вступает в силу с 1 июля 2021 года, за исключением отдельных его положений, для которых предусмотрены более поздние сроки вступления в силу.
В отличие от ныне действующего Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» Федеральный закон № 248-ФЗ распространяет свое действие, как на организации, так и на граждан.
Закон нацелен на значительное снижение необоснованного и излишнего давления на бизнес в виде всевозможных проверок, изменен перечень мероприятий, которые к государственному контролю (надзору), муниципальному контролю не относятся, вводятся новые форматы проверочных мероприятий.
В целях информационного обеспечения государственного контроля (надзора), муниципального контроля создаются пять видов информационных систем, в том числе:
1) единый реестр видов федерального государственного контроля (надзора), регионального государственного контроля (надзора), муниципального контроля (далее также – единый реестр видов контроля);
2) единый реестр контрольных (надзорных) мероприятий;
3) информационная система досудебного обжалования;
4) реестр заключений о подтверждении соблюдения обязательных требований (далее – реестр заключений о соответствии);
5) информационные системы контрольных (надзорных) органов.
Вся система контрольно-надзорной деятельности будет базироваться на риск-ориентированном подходе, введено шесть категорий риска возможного причинения вреда – от низкого до чрезвычайно высокого. При этом, при категории низкого риска проверки такого объекта могут не проводиться несколько лет.
Государственный контроль (надзор), муниципальный контроль осуществляются на основе управления рисками причинения вреда (ущерба), определяющего выбор профилактических мероприятий и контрольных (надзорных) мероприятий, их содержание (в том числе объем проверяемых обязательных требований), интенсивность и результаты. Положением о виде контроля должно быть предусмотрено не менее трех категорий риска, в том числе в обязательном порядке категория низкого риска.
Федеральный закон № 248-ФЗ вводит систему участников отношений государственного контроля (надзора), муниципального контроля, которой посвящен III раздел, в то числе: должностные лица контрольных (надзорных) органов, контролируемые лица, свидетель, эксперт, специалист.
В частности, под гражданами понимаются физические лица – граждане Российской Федерации, иностранные граждане, лица без гражданства, в том числе осуществляющие предпринимательскую деятельность (индивидуальные предприниматели). Граждане, не осуществляющие предпринимательской деятельности, признаются контролируемыми лицами в случае владения и (или) пользования производственными объектами, являющимися объектами контроля в соответствии со статьей 16 настоящего Федерального закона, за исключением жилых помещений.
Под организациями понимаются зарегистрированные в установленном законом порядке юридические лица, их обособленные подразделения, а также иные организации, в том числе иностранные, объединения и их подразделения, не являющиеся юридическими лицами, если в соответствии с нормативными правовыми актами, устанавливающими обязательные требования, субъектами правоотношений являются организации, не являющиеся юридическими лицами.
Федеральным законом № 248-ФЗ предусмотрено два вида контрольных (надзорных) мероприятий – это взаимодействие с контролирующим лицом и без такого взаимодействия.
Взаимодействие с контролируемым лицом осуществляется при проведении контрольной закупки; мониторинговой закупки; выборочном контроле; инспекционном визите; рейдовом осмотре; документарной проверке; выездной проверке. Перечисленные мероприятия проводятся только после согласования с органами прокуратуры, за исключением документарных проверок.
Без взаимодействия проводятся наблюдение за соблюдением обязательных требований и выездное обследование, которые не требуют согласования с органами прокуратуры.
Законом установлены особенности рассмотрения обращений (заявлений) граждан и организаций, содержащих сведения о причинении вреда (ущерба) или об угрозе причинения вреда (ущерба) охраняемым законом ценностям.
В частности предусмотрено, что в ходе проведения мероприятий, направленных на установление личности гражданина и полномочий представителя организации, должностное лицо контрольного (надзорного) органа взаимодействует с гражданином, представителем организации, в том числе посредством аудио- или видеосвязи, а также с использованием информационно-коммуникационных технологий, и предупреждает его о праве контрольного (надзорного) органа обратиться в суд в целях взыскания расходов, понесенных контрольным (надзорным) органом в связи с рассмотрением поступившего обращения (заявления) гражданина, организации, если в обращении (заявлении) были указаны заведомо ложные сведения.
Обжалование решений контрольных (надзорных) органов, действий (бездействия) их должностных лиц предусмотрено с учетом соблюдения досудебного порядка такого обжалования.
Судебное обжалование решений контролирующего органа возможно только после их досудебного обжалования, за исключением случаев обжалования в суд решений, действий (бездействия) гражданами, не осуществляющими предпринимательской деятельности.
Положением о виде муниципального контроля может быть установлено, что досудебный порядок подачи жалоб при осуществлении соответствующего вида муниципального контроля не применяется, если иное не установлено федеральным законом о виде контроля, общими требованиями к организации и осуществлению данного вида муниципального контроля, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Поделиться: